Его высочество потребитель. Часть первая: кто такой потребитель и что такое потребительские отношения

SmartDoc начинает рассказ о таком "специфическом" виде общественных отношений, как отношения по защите прав потребителей (для упрощения назовем их "потребительскими отношениями"). Они очень специфичны, противоречивы и небезопасны (для бизнеса, безусловно).

Если прочесть закон, то можно сделать вывод о том, что потребитель – это царь и Бог, вокруг которого должен вращаться любой бизнес. Во многом это так и есть – потребителя надо бояться, потакать его капризам (даже себе в убыток). Однако нередко подобная сверхзащита прав потребителей приводит к парадоксальным, курьезным и нелепым случаям.

Например, известны случаи, связанные с потребителями, планомерно и методично паразитирующими на бизнесе. Как? Довольно легко – просто нужно знать специфику законодательства о защите их прав. Например, один престарелый потребитель, не имея телевизора, благополучно приобретает различные модели "чудо-ящика" в различных магазинах, а затем, спустя две недели, возвращает их, как "не подошедшие по размеру". Об этом "потребительском праве" мы расскажем подробно позже.

Сейчас же просто отметим, что потребитель имеет право в течение 14 дней вернуть приобретенный качественный (!) товар обратно, если он не подошел (по форме, габаритам, фасону, цвету, размерам или иным причинам). Магазины электроники, устав с хитрецом бороться, стали в свою очередь использовать его как рекламу – дескать, даже с теми потребителями, которые злоупотребляют своими правами, мы обращаемся, как с самыми лояльными клиентами.

Стало быть, крайне важно разобраться, где отношения – "потребительские", а где "не-потребительские", ибо помимо дополнительного набора прав и привилегий, у потребителя есть еще специальный "властный" защитник – государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей.
 
Сегодня мы рассмотрим самое начало. Разберемся, когда появляется потребитель, и какие отношения можно назвать "потребительскими".
Закон говорит, что потребитель – это физическое лицо, которое приобретает товар (заказывает работы, услуги и т.д.) у субъекта хозяйствования для собственных личных нужд. То есть для потребностей, не связанных с предпринимательством или исполнением обязанностей наемного работника. Простой, обычный гражданин (или гражданка), который что-то приобретает в магазине, киоске, на лотке и т. д.

Из этого определения мы делаем следующие выводы. Чтобы возникли "потребительские" отношения, нужны:

- гражданин, покупающий товар не для бизнеса и не в качестве наемного работника;

- субъект хозяйствования (фирма, ООО, физическое лицо – предприниматель);

- купля-продажа (выполнение работ, оказание услуг).

 

Воспользуемся примерами.

Если баба Маша продала пуховый платок тете Дусе, то "потребительских" отношений здесь не возникает (если, конечно, баба Маша – не владелец магазина пухово-перовой продукции). Ибо здесь нет субъекта хозяйствования – оба контрагента являются физическими лицами, и купля-продажа не будет считаться частным проявлением бизнеса бабы Маши.

Фирма А, продавшая фирме Б сотню пуховых платков – это тоже не "потребительские" отношения, ибо при такой купле-продаже никто не покупает товар для личных нужд (а только для бизнеса).
Подытожим и повторим. "Потребительские" отношения возникают, когда бизнес продает "что-то" (товар, работу, услугу) "небизнесу", т.е. людям. Те же, в свою очередь, делают такие приобретения не для предпринимательской деятельности и не для выполнения обязанностей наемного работника, а просто для себя (для друга, подруги, сына, мамы и др. – это не важно).

Теперь будет легче разбираться в отношениях с потребителями: конкретных "потребительских" правах, обязанностях бизнеса перед потребителями и в ответственности за невыполнение таких обязанностей. Следите за нашими публикациями!

Договір
Контакти Допомога