Работа с возражениями: семь важных моментов о протоколе разногласий

Заключение договора – зачастую весьма длительный процесс. Каждое условие, каждый пунктик и подпунктик договора – вещи обсуждаемые. Хорошо, когда предложенный одним участником текст договора устраивает и другого участника. А когда нет? Здесь на помощь приходит такой инструмент, как протокол разногласий. Мы расскажем об основных моментах его работы. Их насчиталось семь.

 

БезымянныйПервое. Протокол разногласий составляется стороной, которая недовольна отдельными условиями пункта договора.

Второе. Протокол разногласий должен содержать ссылку на договор, к которому он (протокол) составлен.  Например, "Протокол разногласий к договору купли-продажи №13ХХХ от 13 марта 2013 года".

Третье. Недовольная сторона обязательно должна зафиксировать на всех экземплярах договора то, что он подписан с протоколом разногласий. Можно директору просто написать магические слова: "с протоколом разногласий", поставить подпись и печать.

Четвертое. В протоколе разногласий должны быть указаны стороны, дата составления (зачастую она совпадает с датой договора, даже если протокол составлен позже, чтобы в дальнейшем не возникало разночтений с моментом вступления в силу договора), место составления.

post 7_1

Пятое. Протокол разногласий чаще всего составляется в виде таблицы из двух столбцов. В первом столбце указывается "первоначальная" редакция положения (статьи, пункта, подпункта) договора или указывается, что в "первоначальной" редакции это положение отсутствует. Во втором столбце указывается измененная редакция либо указывается, что "первоначальную" редакцию следует исключить (или добавить вместо отсутствующей). Иногда делают протокол из трех столбцов (редакция "первой стороны", "редакция второй стороны", "согласованная (окончательная) редакция"), но зачастую это нецелесообразно. SmartDoc предоставляет бесплатные и удобные образцы протоколов разногласий.

Шестое. В протоколе разногласий обязательно должна быть норма о том, что "стороны пришли к согласию, что в договоре таком-то стороны согласовали редакцию второй стороны". Вторая сторона - это покупатель, заказчик, исполнитель и т.д., составитель протокола – тот, кому не понравилась первоначальная редакция договора. Без нормы о редакции второй стороны будет непонятно, чья же редакция оказалась приемлемой для обеих (конечно, если выбрана "трехстолбцовая" форма протокола, то такая оговорка не нужна).

Седьмое. После подписания протокола разногласий и проставления печатей протокол разногласий становится частью этого договора.

SmartDoc констатирует, что при всей прелести, это весьма громоздкий путь согласования разногласий. "Играться" с протоколом разногласий действительно целесообразно, если продавец (исполнитель) – государственная структура, очень крупное юридическое лицо и/или монополист.

Например, если заключается договор на газоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, то здесь широкое поле для творчества. Для таких исполнителей закон предусмотрел обязанность в течение 20 дней отреагировать на протокол разногласий. Или принять возражения, или отнести договор в суд, инициировав преддоговорный спор (об этой специфической форме согласования разногласий SmartDoc расскажет позже). Если он не сделает ни того, ни другого, то возражения будут считаться принятыми. Ко всем другим субъектам это обязательное требование не относится.

Стало быть, во всех остальных случаях удобнее обходиться упрощенной процедурой согласования в виде подписания дополнительного соглашения. Читайте нас, чтобы узнать о наиболее типичных, позитивно зарекомендовавших способах изложения, согласования и подписания дополнительных соглашений.

Договір
Контакти Допомога