Агент 007 или семь важных моментов агентского договора
Мы уже говорили, что существует три разновидности посреднических договоров. Это договоры поручения, комиссии и агентские договоры. И рассмотрели поручение и комиссию. Настал черед разобраться в агентском договоре.
Наверняка многие обращали внимание, что некоторые организации называются агентствами. Например, рекламное агентство. Или агентство недвижимости. Или похоронное агентство. Такие названия возникли не просто так. В действительности основной вид деятельности таких организаций – оказание услуг в интересах заказчика.
Кстати сказать, по украинскому законодательству только рекламное агентство называется агентством, скажем так, законно и обоснованно. Агентство недвижимости может являться агентом (а может и не являться), а похоронное агентство – по закону вовсе и не агентство. Почему? Сейчас мы обязательно в этом разберемся.
Итак, семь важных моментов, характеризующих агентский договор.
Первый. Агентский договор – всегда договор, как это модно сейчас говорить, В2В (бизнес-ту-бизнес). То есть, только бизнес только бизнесу. Агентом может быть только предприниматель или юридическое лицо. И вторым участником договора (назовем его для удобства Клиент) может быть тоже только предприниматель или юридическое лицо. Если хотя бы один из участников (Агент или Клиент) – "обыкновенное" физическое лицо, то агентского договора быть не может.
Именно поэтому только рекламное агентство может с достаточным правом называться "агентством": его Клиент – это бизнес. Например, у собственника газеты есть площадь для рекламы. Он заключает договор с рекламным агентством, которое работает в его интересах – находит Клиенту рекламодателей.
В агентстве недвижимости агенты зачастую ищут покупателей недвижимости. А Клиентом является собственник (продавец) такой недвижимости. Но собственником недвижимости может быть как бизнес (например, фирма), так и простой гражданин – владелец квартиры. А с простым гражданином агентский договор, как мы уже определились, заключать нельзя.
С похоронным агентством ситуация еще "плачевнее": их Клиенты – всегда физические лица, родственники усопших. Стало быть, агентские отношения невозможны "в принципе".
Второй. Агент всегда работает от имени клиента. Ему может быть дано право заключать договоры, но в таких договорах стороной всегда является Клиент. Чаще всего в договорах пишется так: "Фирма А, интересы которой представляет агент – фирма Б, в лице директора Иванова И.И….". Если вдруг агенту захочется заключить договор в интересах Клиента, но от своего имени, то это будет не агентский договор, а договор комиссии (подробнее SmartDoc писал об этом здесь).
Третий. Закон предъявляет к агентскому договору много требований. В агентском договоре обязательно должны быть указаны: сфера, характер и порядок исполнения посреднических услуг, права и обязанности сторон, условия и размер вознаграждения агенту, санкции. Это так называемые существенные условия, без которых договор существовать не будет.
Четвертый. Агент имеет "бухгалтерские" права. Агент может потребовать (а Клиент обязан выполнить это требование) бухгалтерские документы, подтверждающие взаиморасчеты с Клиентом третьих лиц. Не всех, конечно, а только тех, кто заключил с Клиентом договоры при участии агента. Зачем? Для того, чтобы определить "правильный" размер агентского вознаграждения – ведь большинство агентских договоров предусматривают в виде вознаграждения процент от сделки.
Пятый. Агента можно "ограничить". В агентских договорах агент может быть ограничен определенной территорией (например, в договоре будет вполне законной фраза: "Агент обязуется находить Клиенту рекламодателей исключительно на территории Одесской области"). Кроме того, Агента можно ограничить в его деятельности. То есть, можно Агенту можно запретить работать на других клиентов (например, если это конкуренты Клиента, с которым Агент работает). К Клиенту закон таких требований не предъявляет – Клиент может заключать договоры с любыми агентами. Единственное условие - нужно уведомлять всех агентов друг о друге.
Шестой. Агент эксклюзивен. Он не может передать свои полномочия по агентскому договору другому агенту. Исключение – только если иное предусмотрено самим договором. Это самое "иное" – субагентские договоры – те, по которым агенты (чаще частично) передают свои агентские полномочия другим предпринимателям. Например, если у агента есть обязанность распространять канцелярскую продукцию по Одесской области, договором может быть предусмотрено право нанять субагента для распространения ручек и карандашей в определенном районе Одесской области.
Седьмой. Повышенные требования по части конфиденциальности. Закон устанавливает отдельно, что конфиденциальная информация, полученная агентом в ходе выполнения договора, не подлежит разглашению. Законом также установлена ответственность Агента за невыполнение требований конфиденциальности. Безусловно, в большинстве других договоров такую ответственность можно установить самим участникам договоров. Но агентский договор – один из немногих, где такая ответственность установлена законом. То есть, даже если Клиент и Агент не упомянут в договоре о конфиденциальности, повышенные требования все равно будут действовать.